Балтика-52: ремонт, покраска, настройка, измерения

Проекты, технические решения и расчёты самодельной ламповой аппаратуры. Работа в эфире на самодельной ламповой аппаратуре.

Модератор: RA3PKJ

Аватара пользователя
RA3PKJ
Администратор
Сообщения: 1265
Зарегистрирован: 02 мар 2017, 16:16

Балтика-52: ремонт, покраска, настройка, измерения

Непрочитанное сообщение RA3PKJ » 15 май 2021, 14:52

Долго думал, стоит ли переносить сюда информацию с форума CQHAM из темы про ВЭФ-Аккорд (автор Aleksiy), где я параллельно рассказывал про свою Балтику, благо шасси у обоих приёмников почти одинаковы. Тема - http://www.cqham.ru/forum/showthread.ph ... 0%FF%E5%EC!
Там информация в теме сильно разбавлена другими сообщениями, поэтому приходится долго искать что-то нужное мне, в частности результаты измерений, да и много других частностей. Не скажу, что перенос сюда имеет какое-то важное значение для пользователей, скорее это способ привести в порядок мои собственные мозги в отношении того, что было ранее сделано.

Буду выкладывать выжимки из указанной выше темы, заодно буду их редактировать для лучшего понимания, по-новому компоновать и дополнять новой информацией. Поехали.


Балтика-52_4.jpg
Балтика-52_4.jpg (608.66 КБ) 1558 просмотров

Ну в общем деваться мне некуда (Алексей вынудил в хорошем смысле), придётся вытаскивать на свет три шасси от Балтик и начинать из них типа "рожать" нечто пригодное (хотя бы одно из них довести до ума). Все шасси в разной степени пригодности. Да, немаловажный момент - шасси от Балтик прямые родственники шасси от ВЭФ-Аккорда, если не сказать что это одно и тоже.

С корпусом Балтики бьюсь уже год. Вышел на финишную прямую (пройдя перед этим многочисленные шпатлёвки, шлифовки и промежуточные грунтовки). К сожалению две попытки финишной покраски получились комом. Первый раз не хватило баллончика, так как использовал белую грунтовку, и поэтому не удалось её закрыть финишным цветом. А второй раз наделал потёков. Рабочая злость нарастает, сделаю по-любому как надо.

Все шасси вытащу и сфотаю сюда.
Николай, ra3pkj(((@)))yandex.ru
Ламповый форум - исследовательский с прицелом на практическое применение. Фразы типа - "примени известное решение и на этом успокойся" караются. Навязывание авторам тем собственного видения со стороны других пользователей запрещено. Только обмен мнениями! Все требования - viewtopic.php?f=3&t=72&p=488#p488

Аватара пользователя
RA3PKJ
Администратор
Сообщения: 1265
Зарегистрирован: 02 мар 2017, 16:16

Re: Балтика-52: ремонт, покраска, настройка, измерения

Непрочитанное сообщение RA3PKJ » 15 май 2021, 15:05

Вытащил все шасси на свет и разложил на маленьком столике мордами вверх. Все шасси однотипные - Балтика-52. Только заводы разные.

Обратил внимание, что нижнее шасси без шкалы самое старое - 1953 г.в. (оно же и самое ржавое) с бумажными конденсаторами, торцы которых залиты битумной смолой, и с уменьшенным по размеру силовым трансформатором. Сначала подумал, что трансформатор не родной, но посмотрев на проводной монтаж снизу, понял, что трансформатор установлен на заводе. При этом на шасси предусмотрена возможность установки более крупного трансформатора. Вероятно при изготовлении не было крупных трансформаторов (поставщики подвели, или что-то в этом роде). Жалко. Трансформатор явно хиловат, хотя...толщина набора у него больше, так что ещё не факт :D .
Балтика-52_1.jpg
Балтика-52_1.jpg (245.43 КБ) 1602 просмотра

Ну во-первых отложил в сторону самое старое ржавое шасси 1953 г.в. (нижнее на фото) с непонятным силовиком, отсутствующим КПЕ и конденсаторами с битумной заливкой. Шасси явно не презентабельное.

Верхнее на фото шасси 1954 г.в. полностью на пайке!!!, явно предпочтительное. К сожалению силовик выдран и незначительное нарушение монтажа. Шасси выглядит очень хорошо, цвет алюминиевых экранов светлый.

Среднее на фото шасси 1956 г.в. неожиданно оказалось полностью на сварке, за исключением некоторых мест. Одновременно с таким архаизмом обнаружены несколько резисторов МЛТ, приваренных на заводе. Да уж! Цвет шасси темноватый (так же как и цвет экранов).
Буду с этого шасси снимать силовик и переставлять на предыдущее.
Николай, ra3pkj(((@)))yandex.ru
Ламповый форум - исследовательский с прицелом на практическое применение. Фразы типа - "примени известное решение и на этом успокойся" караются. Навязывание авторам тем собственного видения со стороны других пользователей запрещено. Только обмен мнениями! Все требования - viewtopic.php?f=3&t=72&p=488#p488

Аватара пользователя
RA3PKJ
Администратор
Сообщения: 1265
Зарегистрирован: 02 мар 2017, 16:16

Re: Балтика-52: ремонт, покраска, настройка, измерения

Непрочитанное сообщение RA3PKJ » 15 май 2021, 15:16

На подопытном шасси все конденсаторы КБ с завальцованными торцами выглядят фиговато. Наверно буду развальцовывать, вставлять новый и снова завальцовывать.

Выяснилось, что конденсаторы КБ, потерявшие парафиновый блеск (т.е. имеют белесый вид, ощущение, что парафина уже нет совсем) и потерявшие читаемость надписей, восстанавливаются легко при помощи фена, после чего становятся на вид как новенькие. Надписи проступают и становятся абсолютно чёткими. Т.е. парафин там был (хотя допускаю, что его стало меньше), просто поверхность парафина потеряла изначальную структуру, из-за чего стала белесой и потеряла прозрачность.

Ну вот теперь надо как-то извлечь начинку для замены, чем я и займусь.
Вытащил запас конденсаторов КБ и потренировался. В результате на не сильно загрязнённом экземпляре получилось то, что надо. Использовать можно в качестве замены конденсаторы типа К73-15А и К73-16.

Родилась следующая технология:
Растопил обычную белую свечку в жестяной банке и окунул старый конденсатор. Корпус сразу принял тёмный цвет. После хорошего прогрева (парафин внутри корпуса должен расплавиться) вытащил горячий конденсатор из банки и, выждав некоторое время, развальцевал с одной стороны китайским пинцетом с тонкими губками. Развальцовка "на мокрую" проходит значительно легче и без разрушений. Вытянул внутренности, при этом развальцовку приходится постоянно расширять подручным гладким инструментом.
Далее вставил новый конденсатор вместе со снятыми ранее торцевыми шайбами и завальцевал, благо парафин долго сохраняет мягкость в области завальцовки. Далее снова окунул собранный конденсатор в горячую банку, при этом воздух из корпуса должен выходить в виде пузырьков через торцевые отверстия, что способствует заполнению парафином корпуса, чтобы внутренности потом не болтались (сильно стараться не надо).
Вытащил из банки и, выждав некоторое время, стёр лишний парафин с корпуса (можно пальцем или тряпочкой), пока он ещё не остыл.
На фото новый конденсатор.
Балтика-52_2.jpg
Балтика-52_2.jpg (186.45 КБ) 1579 просмотров

Пока отреставрировал два конденсатора КБ. Когда взялся за реставрацию конденсаторов КБ ёмкостью 4700 пФ (их там много таких в приёмнике), то оказалось, что у меня нет ничего, что вставить внутрь на замену. К счастью обнаружились в закромах крупные КСО на 4700, 4300 пФ. Просто припаял их взамен КБ, к тому же в приёмнике уже стоял один родной КСО 4700 пФ. Так что я не вышел за рамки дозволенного, типа так и було.
Николай, ra3pkj(((@)))yandex.ru
Ламповый форум - исследовательский с прицелом на практическое применение. Фразы типа - "примени известное решение и на этом успокойся" караются. Навязывание авторам тем собственного видения со стороны других пользователей запрещено. Только обмен мнениями! Все требования - viewtopic.php?f=3&t=72&p=488#p488

Аватара пользователя
RA3PKJ
Администратор
Сообщения: 1265
Зарегистрирован: 02 мар 2017, 16:16

Re: Балтика-52: ремонт, покраска, настройка, измерения

Непрочитанное сообщение RA3PKJ » 15 май 2021, 15:32

Занят был изготовлением переменного резистора громкости в Балтике. С ними прямо беда. Понаставили в Балтиках при ремонтах разные типы и номиналы, да ещё сетевые выключатели не работают.
В общем собрал экземпляр, правда без вывода тонкоррекции, но тонкоррекция мне не нужна, так как такая упрощённая тонкоррекция только губит верхние частоты на пониженной громкости. Эдакий уродец, а не тонкоррекция. Настоящая тонкоррекция должна заодно снижать нижние частоты на пониженной громкости, а здесь это не предусмотрено. И получается, что на пониженной громкости приёмник звучит глухо, типа "бу-бу-бу". О чём думали...? Впрочем, такое упрощённое решение применяли во многих приёмниках.

Да, в сетевой выключатель залил изопропиловый спирт и 15 раз прощёлкал. Этого достаточно для полного восстановления контактов.

Удручает в Балтике то, что ось потенциометра громкости болтается в резьбовой втулке по причине большой своей длины.
Впрочем, выяснилось, что оси потенциометров, применявшихся в Балтиках, были различных диаметров. Обнаружились два вида - диаметром 6мм-0,11мм и диаметром 6мм-0,01мм (указаны отклонения от номинала в отрицательную сторону).
Естественно, последний более толстый болтается значительно меньше (хотя и болтается). Тот, что 6мм-0,11мм, который тоньше и болтается больше всего, являлся стандартным диаметром для всех массовых переменных резисторов СП-1.
В общем, с более толстой осью вариант получился приемлемый.
Николай, ra3pkj(((@)))yandex.ru
Ламповый форум - исследовательский с прицелом на практическое применение. Фразы типа - "примени известное решение и на этом успокойся" караются. Навязывание авторам тем собственного видения со стороны других пользователей запрещено. Только обмен мнениями! Все требования - viewtopic.php?f=3&t=72&p=488#p488

Аватара пользователя
RA3PKJ
Администратор
Сообщения: 1265
Зарегистрирован: 02 мар 2017, 16:16

Re: Балтика-52: ремонт, покраска, настройка, измерения

Непрочитанное сообщение RA3PKJ » 15 май 2021, 16:16

Снял силовик с ненужного шасси и установил его на нужное шасси, которое я собственно восстанавливаю. Это нужное шасси выбрано потому, что монтаж весь на пайке, что не может не радовать. Умотался крепить силовик! Снимать было полегче.
Крепёжные прижимные скобы (две штуки) сделаны из 2мм стали. Пассатижы с трудом берут, да ещё в жуткой тесноте монтажа толком не развернуться. В общем закрепил, хотя естественно не намертво. Опасался, что силовик будет гудеть, но как оказалось качество крепления не влияет на это.
Николай, ra3pkj(((@)))yandex.ru
Ламповый форум - исследовательский с прицелом на практическое применение. Фразы типа - "примени известное решение и на этом успокойся" караются. Навязывание авторам тем собственного видения со стороны других пользователей запрещено. Только обмен мнениями! Все требования - viewtopic.php?f=3&t=72&p=488#p488

Аватара пользователя
RA3PKJ
Администратор
Сообщения: 1265
Зарегистрирован: 02 мар 2017, 16:16

Re: Балтика-52: ремонт, покраска, настройка, измерения

Непрочитанное сообщение RA3PKJ » 15 май 2021, 16:18

Установил все лампы, какие нашёл у себя в коробках. Лампы 6А7 и 6К3 поставил нулёвые. Родная 6Е5С оказалась еле видимая, кажется это будет проблема, если пожалеть 500руб за неё, да ещё 200руб за пересыл. Эх...

Короче приёмник заработал, но чувствительность на КВ невысокая, а низкочастотный диапазон КВ не работает совсем. ДВ, СВ живые. Без корпуса звучание не богатое. Не достаёт мягкости. Ступенчатый регулятор тембра однобокий - поднять/срезать верха, ну и только. Хотя звучит приёмник чисто.

Сердечники в контурах ПЧ не сдвигаются, но это потом руки дойдут. Частота при приёме вещалок на 25м стоит очень хорошо (Рекорд-314 давно бы уплыл хрен знает куда).

Тросик верньера был наоборот - ручка настройки и стрелка двигались в разные стороны. Пришлось тросик на оси ручки настройки намотать в другую сторону.

Удивило, что переключатель диапазонов и указатель выбранного диапазона в окошках шкалы работают в разных направлениях, скажем диапазоны переключаю против часовой стрелки, а указатель диапазона идёт по часовой стрелке. И главное, невозможно сделать иначе. Но индицирует диапазон ПРАВИЛЬНО. Недоработка проектировщиков?! Очень неудобно, как сороконожка думаешь куда ногу поставить.

Долго не мог понять, почему в определённом месте шкалы идёт треск в динамике. Прикол в том, что треск только на КВ диапазонах. На ДВ и СВ всё отлично.
Оказалось, что огромный силуминовый шкив на оси переменного конденсатора задевал торцевую сторону шасси, т.е. ротор переменного конденсатора получал дополнительный контакт с шасси. Стало понятно почему треск был только на КВ.
Далее занялся неработающим нижним КВ. Заработал низкочастотный КВ после того как восстановил оборванный провод катушки связи (заметил обрыв не сразу).

Балтика-52_3.jpg
Балтика-52_3.jpg (215.44 КБ) 1565 просмотров
Николай, ra3pkj(((@)))yandex.ru
Ламповый форум - исследовательский с прицелом на практическое применение. Фразы типа - "примени известное решение и на этом успокойся" караются. Навязывание авторам тем собственного видения со стороны других пользователей запрещено. Только обмен мнениями! Все требования - viewtopic.php?f=3&t=72&p=488#p488

Аватара пользователя
RA3PKJ
Администратор
Сообщения: 1265
Зарегистрирован: 02 мар 2017, 16:16

Re: Балтика-52: ремонт, покраска, настройка, измерения

Непрочитанное сообщение RA3PKJ » 15 май 2021, 16:48

Перешёл к КПЕ.
Один резиновый амортизатор КПЕ стал каменный, с чего бы это, остальные-то мягкие.
Снял КПЕ с шасси, благо это легко делается путём сдвигания!

Шариковый подшипник и упорный шарик смазал графитовой смазкой (теперь легко крутится), а видимую часть латунной оси ротора шлифанул шкуркой для блеска. Пластины прочистил от пыли куском картона подходящей толщины.

И тут решил, что не мешало бы покрасить хромом эту часть шасси и сам КПЕ (опыт такой работы имеется). Пока что строительным скотчем защитил ротор, статор и токосъём оси, не разбирая КПЕ.
Хотел уже идти на улицу красить, но мошкара летает. Отложил на другой день.
Балтика-52_5.jpg
Балтика-52_5.jpg (140.99 КБ) 1550 просмотров
Николай, ra3pkj(((@)))yandex.ru
Ламповый форум - исследовательский с прицелом на практическое применение. Фразы типа - "примени известное решение и на этом успокойся" караются. Навязывание авторам тем собственного видения со стороны других пользователей запрещено. Только обмен мнениями! Все требования - viewtopic.php?f=3&t=72&p=488#p488

Аватара пользователя
RA3PKJ
Администратор
Сообщения: 1265
Зарегистрирован: 02 мар 2017, 16:16

Re: Балтика-52: ремонт, покраска, настройка, измерения

Непрочитанное сообщение RA3PKJ » 15 май 2021, 17:03

Покрасил КПЕ и часть шасси, относящуюся к КПЕ.
КПЕ закрепил на место.
Балтика-52_6.jpg
Балтика-52_6.jpg (186.06 КБ) 1546 просмотров
Николай, ra3pkj(((@)))yandex.ru
Ламповый форум - исследовательский с прицелом на практическое применение. Фразы типа - "примени известное решение и на этом успокойся" караются. Навязывание авторам тем собственного видения со стороны других пользователей запрещено. Только обмен мнениями! Все требования - viewtopic.php?f=3&t=72&p=488#p488

Аватара пользователя
RA3PKJ
Администратор
Сообщения: 1265
Зарегистрирован: 02 мар 2017, 16:16

Re: Балтика-52: ремонт, покраска, настройка, измерения

Непрочитанное сообщение RA3PKJ » 15 май 2021, 17:04

Сегодня столкнулся с тем, что после 5...10 мин работы появлялись искажения.
На управляющей сетке 6П3С напряжение +9В относительно корпуса, а на катодном резисторе +18В.

Не долго думая, заменил сеточный конденсатор на новый (точнее обновил начинку старого конденсатора). С удивлением обнаружил, что проблема осталась. Тогда заменил 6П3С и всё стало работать как положено. Снова вернул старую 6П3С и проблема опять вылезла.
Короче лампа имеет утечку скорее всего с экранной сетки на управляющую. Вот такие дела.
Николай, ra3pkj(((@)))yandex.ru
Ламповый форум - исследовательский с прицелом на практическое применение. Фразы типа - "примени известное решение и на этом успокойся" караются. Навязывание авторам тем собственного видения со стороны других пользователей запрещено. Только обмен мнениями! Все требования - viewtopic.php?f=3&t=72&p=488#p488

Аватара пользователя
RA3PKJ
Администратор
Сообщения: 1265
Зарегистрирован: 02 мар 2017, 16:16

Re: Балтика-52: ремонт, покраска, настройка, измерения

Непрочитанное сообщение RA3PKJ » 15 май 2021, 17:08

Теперь надо заниматься верньером. На шкиве КПЕ стоит аж четыре пружины, умельцы блин поработали, налепили лишних.
Верньер скрипит, свистит и движется тяжело. А надо, чтобы при раскрутке маховика стрелка полшкалы пробегала.
Кстати, стрелка из толстого эмалированного провода сделана и находится далеко от стекла с обратной стороны шкалы, и поэтому плохо видна. Вероятно нижняя часть стрелки загнута неправильно.

Перебрал верньер. Грех было по ходу дела не покрасить шкив КПЕ и маховик. Что я и сделал благополучно.

Заменил тросик оси настройки на вощёный шнур для бус из галантерейного магазинчика. Забегая вперёд, скажу такой тросик к сожалению долго не прослужил. Позже заменил на настоящий.
Тросик шкалы был в нормальном состоянии, поэтому менять не пришлось. Все трущиеся места в механизме смазал графитовой смазкой, включая ролики. Надо следить, чтобы смазка не попала на тросики, а то писец придёт.
Небо и земля! Если постараться, то можно одним коротким рывком ручки настройки прокрутить КПЕ по инерции из одного крайнего положения в другое крайнее положение. Охренеть! Работает практически бесшумно.

На фото показан упор с надетой на него хлорвиниловой трубкой. Сначала я не понимал для чего он. Но как оказалось шкив упирается в него в момент подхода КПЕ к любому крайнему положению.
Балтика-52_7.jpg
Балтика-52_7.jpg (258.07 КБ) 1540 просмотров
Николай, ra3pkj(((@)))yandex.ru
Ламповый форум - исследовательский с прицелом на практическое применение. Фразы типа - "примени известное решение и на этом успокойся" караются. Навязывание авторам тем собственного видения со стороны других пользователей запрещено. Только обмен мнениями! Все требования - viewtopic.php?f=3&t=72&p=488#p488


Вернуться в «Ламповый форум»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей